Видеоадаптер
(видеокарта, графический процессор) - это часть электроники компьютера,
непосредственно отвечающая за вывод изображения на экран. На современном этапе
развития компьютерной техники графический процессор не просто выводит готовое
изображение на экран, но и сам участвует, во многих случаях определяющим
образом, в формировании этого изображения. В частности, обсчёт и формирование 3D-изображения в подавляющем большинстве игровых приложений
производится почти исключительно "силами" видеоадаптера. В ноутбуках
используются принципиально те же самые графические процессоры, что и в
стационарных компьютерах, но со следующими особенностями:
- чаще
всего используются "мобильные" версии аналогичного
"обычному" ядра графического процессора. Что означает
способность (само)регулировать производительность процессора в зависимости
от нагрузки и внешних факторов. Например, при питании от батареи снижать
частоту работы и/или отключать часть функций в целях снижения
энергопотребления
- в
подавляющем числе случаев видеокарту ноутбука невозможно сменить на
какую-либо другую, подробности - выше.
Как и "стационарные"
видеокарты мобильные видеоадаптеры разделяются на 3 основных вида в зависимости
от способа сообщения видеоядра и видеопамяти:
- Графика с разделяемой памятью (Shared
graphics, Shared
Memory Architecture). Видеопамять в виде специализированных ячеек как таковая
отсутствует; вместо этого под нужды видеоадаптера динамически выделяется
область основной оперативной памяти компьютера. Почти исключительно такой
способ адресации памяти используют т.н. интегрированные видеокарты, т.е.
выполненные не в виде отдельной микросхемы, а являющиеся частью одного
большого чипа, т.н. северного моста. Самым большим производителем
интегрированной графики является intel (Intel
Extreme Graphics, Graphics Media Accelerator и др.), чьи видеорешения на
сегодняшний момент исключительно интегрированные. Также такой вид графики
производят ATI (Radeon ... IGP), в гораздо меньших объёмах SiS и NVidia. Преимущества данного решения - низкая цена и
малое энергопотребление. Недостатки - невысокая производительность в
3D-графике и отрицательное влияние на пропускную способность памяти.
- Дискретная
графика (Dedicated graphics). На системной плате или (реже) на
отдельном модуле распаяны видеочип и один или несколько модулей
видеопамяти. Основными производителями дискретных видеоадаптеров, как и на
рынке стационарных видеокарт, являются AMD-ATI
и NVidia,
предлагающие самый широкий спектр решений. Только дискретная графика
обеспечивает наивысшую производительность в трёхмерной графике.
Недостатки: более высокая цена (для высокопроизводительных процессоров -
очень высокая) и большее энергопотребление.
- Гибридная
дискретная графика (Hybrid graphics). Как следует из названия - комбинация
вышеназванных способов, ставшая возможной с появлением шины PCI
Express. Наличествует небольшой объём физически распаянной на плате
видеопамяти, который может виртуально расширяться за счёт использования
основной оперативной памяти. С разной степенью успеха такое решение
пытается нивелировать недостатки двух вышеназванных видов, но не устраняет
их полностью. Компромиссное решение, с какой стороны не посмотри.
|